Художественные изделия из малахита в технике «Русская мозаика»
Патрактинова Л.С.
Научный руководитель Качалова А.А., кандидат педагогических наук.
Уральский государственный горный университет
Художественные изделия из камня всегда пользовались огромной популярностью. Существует огромное количество различных техник выполнения из камня предметов обихода, ювелирных изделий и т.д. Данная работа ознакомит с такой техникой, как «Русская мозаика». В данной статье затрагивается история малахита, особенности техники изготовления художественного изделия, история возникновения «Русской мозаики».
В первую очередь рассмотрим такой минерал, как малахит. Малахит – это вводный карбонат меди — Cu 2 [CO 3 ](OH) 2 . Оксида меди в малахите содержится до 72%. Оттенки малахита варьируются от бирюзового, изумрудно-зеленого, голубовато-зеленого до черно-зеленого. Само по себе название происходит от древнегреческого malakos, что обозначает мягкий и намекает на легкость обработки. Есть еще одна версия, что малахит получил название благодаря своей окраске, которая напоминает листья мальвы, а на греческом языке мальва звучит как малахе. Сам по себе малахит встречается в двух видах:
- Бирюзовый – голубовато-зеленый с полосчатым рисунком, порой напоминающим павлиний глаз.
- Плисовый – минерал густо-зеленого цвета с волнисто-полосчатым рисунком.
В природе малахит встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Благодаря этому на спилах и срезах видны характерные узоры.
Месторождением малахитом является в первую очередь Урал. Крупные месторождения на Урале обнаружили в 1635 году, а в XIX веке малахит стали добывать в больших количествах до 80 тонн ежегодно.
Крупнейшие месторождения России:
- Медно-рудянское месторождение около Нижнего Тагила, открыт в 1722 году
- Гумешевский рудник —месторождение медных руд на Урале, открыт в 1702 году.
- Гора Высокая — месторождение открыто в 1722 году
- Коровинско-Решетниковское месторождение — открыто в 1908 году
В настоящее время малахитовые уральские рудники практически не имеют запасов и основная часть малахита на мировой рынок из Африки, Франции, Мексики и т.д.
Совсем другая ситуация была в XIX веке. Его принято считать «золотым веком» малахита. Культурный центр оказался в России. Он стал популярен среди знати. Изделиями из него обставлялись кабинеты, украшались приемные залы, стали делать колоннады и устанавливать в своих резиденциях представители «высшего» общества иметь вещи из малахита считались правилом хорошего тона. В тоже время появились коллекционеры малахита, например, граф Румянцев коллекцию, которого мечтал захватить Наполеон в войне 1812 года. Малахитовые гиганты стали достопримечательностью как пример монолит Горного института в Санкт-Петербурге весом в 1,5 тонны.
Русская мозаика – это разновидность пластичной мозаики, при которой сплошной узор создается подбором рисунка из тонких каменных пластинок с целью имитации структуры монолитного камня. Русская мозаика появилась на Петергофской гранильной фабрике в XVIII веке. Кусочки малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными подогнанными швами и в итоге давалось впечатление цельного камня. В качестве клеящего вещества изготавливали специальную мастику с примесями малахитового порошка. После наклеивания пластинок изделие поддавалось шлифовке и полировке. Ввиду того, что малахит мягкий камень его шлифовали мелкозернистым песчаником. Полировали его пережженной и мелко истолченной костью, затем порошком из олова с добавлением серы. Обрабатывалось все вручную. В зависимости строения частей малахита узор подбирался следующими основными типами наборов:
- Набор «мятым бархатом»
- Набор «Ленточный»
- Набор «Радиальный»
- Набор «На две стороны»
- Набор «На четыре стороны»
Одним из первых изделий, выполненных в русской мозаике, стала круглая столешница. Поверхность стола выложена малахитовыми пластинками, чеканные античные фигуры из золоченой бронзы, изображающие шествие вакханок, украшают его борт. Трехгранное основание стола украшено бронзовыми сфинксами и орнаментом. Мастера камнерезного искусства изготавливали в данной технике различные предметы декора: вазы, колонны, шкатулки, столешницы и многое другое. Следует отметить знаменитый малахитовый зал в Эрмитаже. На него потребовалось около двух тонн малахита. Вдоль сторон зала расположены восемь малахитовых колонн. В центре зала стоит огромная малахитовая ваза. Вдоль стен стоят покрытые русской мозаикой столы, торшеры, вазы, камин, а в витринах показаны изделия для письменного стола. В Аванзале Эрмитажа установлен «Малахитовый храм» — ротонда, декоративно сооружение принесенной в дар Николаю 1 Демидовыми в 1836 году.
Несмотря на то, что запасы Уральского малахита иссякли, однако русские мастера не отходят от камня. Изделия из него до сих пор имеют огромную популярность и высоко ценятся. Техника русской мозаики позволяет мастерам добиваться необычайной красоты в своих изделиях, будь то предметы декора или ювелирные украшения. Несмотря на то, что запасы камня с каждым годом уменьшатся, изделия из него остаются вполне доступны по цене не только обеспеченным покупателям, но и людям со средним заработком.
Добавить комментарий