«Романтик камня». Идеи художнику Анатолию Жукову подсказывает сама природа.
Ирина ЗАБОРЦЕВА, 29 августа 2012 в газете «Уральский рабочий».
В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открылась юбилейная выставка камнереза и реставратора Анатолия Жукова «Романтик камня». В экспозиции собрано 30 произведений, которые символизируют творческую жизнь мастера — по одной работе за каждый год творчества.
Анатолий Иванович — мастер с большой буквы. Ему прекрасно удаются работы в жанре анималистки. Созданные им животные обладают каждый своим характером. Его композиции демонстрируют виртуозное владение широчайшим арсеналом техник работы с камнем. Мастер, к слову, достойно продолжает традиции уральских камнерезов XIX века. Уважение к наследию прошлого, стремление сохранить его для потомков позволило Анатолию Жукову стать и первоклассным реставратором.
В день открытия выставки нам удалось встретиться и побеседовать с Анатолием Ивановичем:
— Анатолий Иванович, в чем особенность экспозиции «Романтик камня»?
— Она юбилейная. Я работаю с камнем с 1982 года. В 1992-м я выставку не делал — трудные были времена. А на 20-летие работы с камнем экспозицию подготовил, на ней было представлено 80 работ. На 30 лет решил выставку тоже сделать, она относительно скромная — всего 30 экспонатов.
— Наверное, это самые дорогие для вас работы?
— На самом деле все они одинаково дороги для меня. Вот, например, этот «Лев», мне кажется, получился такой очень характерный. Интересна композиция «Самурай» — здесь просто сам камень красивый. Иногда камень интересный, поэтому удается подбирать и интересную тематику. Вот, например, шкатулка из темного агата: здесь пейзаж намечается, деревья необычные, кустик. В итоге решил сделать форму шкатулки, и цвет подобрал, естественно.
— А ваш любимый камень какой?
— У меня два камня, с которыми я часто работаю, — кварц и яшма.
— Интересно, почему вы решили стать камнерезом?
— Я случайно попал в профессию, хотя ничего случайного, говорят, не бывает. Я оканчивал архитектурный институт. И у меня была тема дипломной работы, связанная с камнем. После этого я попал по распределению на предприятие, где работал сначала художником. Однако потом захотелось поработать с камнем.
Хотя я камень узнал еще тогда, когда учился в школе. У нас был директор с незаконченным геологическим образованием Владимир Петрович Шевалев. Он организовал в школе геологический музей, с детьми ходил по окрестностям города в поисках камней. Благодаря Шевалеву был разработан новый геологический маршрут. В окрестностях Каменска-Уральского этот маршрут известен как тропа Карпинского, геолога с мировым именем. Владимир Петрович дал мне толчок, направление.
— Как в мастерской обычно рождаются идеи?
— Для начала замечу, что обрабатывать камень вручную — достаточно сложный и трудоемкий процесс. В каждую работу вложено много труда. Не просто взял и сделал. Нужно что-то придумать. Так вот, иногда идешь чисто скульптурным путем. А иногда камень подсказывает идею. Например, у меня был камень с рисунком, похожим на падающую стрелу. Из него получилась работа, которую я назвал «По следам тунгусского метеорита». Художник здесь — природа. Я просто помог.
Отдавая дань традициям и слушая своего рода послания природы, художник вместе с тем всегда ищет свой собственный путь, доверяясь чутью и вкусу.
НАША СПРАВКА
Анатолий Иванович Жуков. Художник-камнерез, реставратор высшей категории. Член Союза художников России (с 1995 г.).
Постоянный участник и дипломант городских, областных, общероссийских, международных выставок и конкурсов. Участвовал в реставрации родонитовой балюстрады храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге, экспонатов Павловского дворца.
Награжден орденом А. К. Денисова-Уральского за выдающийся вклад в развитие камнерезного искусства России, сохранение и творческое развитие традиций А. К. Денисова-Уральского (2008), Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (2008), орденом Мемориального фонда Карла Фаберже «150 лет Михаилу Перхину», почетным памятным знаком «Орден Франца Бирбаума» (2012).
Работы А. И. Жукова хранятся в музеях Москвы (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства), Санкт-Петербурга (Эрмитаж), Тюмени, Челябинска, Миасса, Оренбурга, Красноярска, Барнаула, Сергиева-Посада, Кемерова, Ханты-Мансийска, Екатеринбурга и Свердловской области, в зарубежных собраниях (государственных и личных), а также в частных коллекциях российской культурной элиты.
Добавить комментарий