Резьба по кварцу в творчестве Дмитрия Емельяненко
Резьба по кварцу один из достаточно сложных процессов в камнерезном искусстве. Кварц, он же горный хрусталь, очень не простой в обработке материал. Кварц достаточно хрупок и требует к себе крайне бережного отношения. Он не прощает ошибок мастеру взявшемуся за работу с ним, но щедро вознаграждает тех кто сумел с ним подружиться. Не даром в Китае — древнейшем историческом центре камнерезного искусства — считается что человек достигший мастерства в обработке горного хрусталя, стал настоящим мастером камнерезного искусства. Китайская мудрость гласит: «Если ты научился резать кварц ты стал камнерезом».
Художник-камнерез Дмитрий Емельяненко, подружился с кварцем еще в начале своей творческой деятельности. В конце 80-х годов, работая на производственном объединении «Уралкварцсамоцветы», мастер исполнил порядка полусотни камнерезных изделий из горного хрусталя. Среди которых: печать «Голосую За» и произведение «Икар», сделанное по мотивам древнегреческой мифологии, находящееся в галерее «Эстер».
С тех пор, на протяжении всего своего творческого пути, Дмитрий Емельяненко уделяет резьбе по кварцу много времени, внимания и сил. Сегодня Дмитрий Емельяненко один из немногих кто достиг высшего мастерства в обработке горного хрусталя. Ярким примером, демонстрирующим высокое мастерство резьбы по кварцу, является камнерезная работа Дмитрия Емельяненко — «Единство», сделанная в 2000 году.
Увидев первую фотографию, данного произведения камнерезного искусства, у многих может сложиться впечатление, что фигура вырезана просто с обратной стороны кристалла. Но если посмотреть на фото обратной стороны, этого камнерезного изделия, то мы увидим, что там кристалл кварца, также остался нетронутым, как и с переднего плана. Фигура, на самом деле, вырезана внутри двух половинок цельного кристалла кварца, высотой примерно 25см. Произведение символизирует собой единство мужской и женской половин — инь и ян.
В творчестве Дмитрия Емельяненко достаточно часто встречаются такие крупные, как «Единство», камнерезные работы из горного хрусталя. Так например, работы «Голова лошади» и «Конкур», имеют высоту около 30см и весят примерно 1,5 — 2 килограмма. Для создания таких камнерезных работ, были использованы кристаллы кварца почти 10-ти килограммового веса, что так же добавляет сложности при обработке камня.
Среди крупных камнерезных изделий Дмитрия Емельяненко, также стоит отметить работу «Сокол», кажущуюся на фотографии небольшой, но на самом деле имеющую высоту около 20см. Еще одна потрясающая камнерезная работа — «Друг», представляет собаку, с большой детализацией проработки, вырезанную из кварца, имеющую длину 25-30см. Работа очень контрастно и художественно смотрится на черной долеритовой подставке, которая подчеркивает красоту резьбы по кварцу в данной работе.
Среди небольших камнерезных изделий из кварца, в творчестве Дмитрия Емельяненко, присутствует много печаток. Например печатку «Знак зодиака Рак» можно увидеть в Уральском минералогическом музее Владимира Пелепенко. Очень оригинальная работа «Мышка на компьютерной мышке», так же вырезана из цельного кварца, представляет из себя маленького грызуна сидящего сверху на компьютерной мышке — играющей роль подставки.
Небольшая работа другого плана, также вырезанная из кварца — «Пузыри», имеет немного необычную историю. Изначально предполагалось, что это будет просто камень абстрактных форм с вырезанными на нем пузырьками. Однако, когда это камнерезное изделие из кварца, увидел ювелир Игорь Бадов — он попросил подарить его, на что Дмитрий Емельяненко отказал. Затем Игорь попросил продать, на что Дмитрий также ответил отказом, «тогда — сказал Игорь Бадов — давай я из него, что нибудь сделаю». На том и порешили. В итоге их совместная работа заняла первое место на ювелирном конкурсе.
В заключение хочется отметить, что резьба по кварцу занимает в творчестве Дмитрия Емельяненко очень большое и значимое место. Художник-камнерез, действительно, достиг огромного мастерства в работе с кварцем и имеет свои техники обработки данного материала.
Добавить комментарий