История развития камнерезного искусства на Урале
Хитунова Ю.Р. , Шишкина Ю.В.
Научный руководитель Качалова А.А., кандидат педагогических наук.
Уральский государственный горный университет
Камнерезное искусство как промысел появилось в самые древние времена, так как камень всегда был основным материалом для изготовления большинства вещей.
В России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII века на Урале. В связи с развитием строительства Санкт – Петербурга, появляются масштабные заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. В 1720 году, по указу царя Петра I, первым горным начальником уральских и сибирских заводов был назначен Татищев Василий Никитич. Осваиваются самоцветные месторождения, начинает активно развиваться отрасль обработки камня.
К середине XVIII века Екатеринбургская гранильная фабрика специализируется на обработке твердых пород поделочного камня — яшмы, агата, родонита, топаза, кварца; на работе с мозаичным набором из разного камня, преимущественно из малахита.
К 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика стала мощным предприятием по переработке самоцветов. Произведениями уральских камнерезов украшаются интерьеры царских резиденций. Поступают заказы на мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.
Новый этап в истории Екатеринбургской гранильной фабрики наступил с ее переходом под начало Академии художеств в 1797 году. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.
В 1851 году, после Всемирной выставки в Лондоне, уральские самоцветы прославились и полюбились всему миру.
Свою лепту в каменное дело внес горный мастер – Данила Зверев (1858-1938). Говорили, будто он чувствовал, где находится месторождение с ценными самоцветами. Данила Зверев занимался оценкой драгоценных камней, выполнял заказы для Москвы и Петербурга. Он участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной. Уже в советские годы сыновья Данилы Зверева подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, для гигантской карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире.
Но наибольшую славу среди уральских резчиков по камню вызывает Алексей Козьмич Денисов-Уральский (1864-1926). Мастеру не было и тридцати лет, когда он стал получать призвание и награды в России и за рубежом. Именно он первым публично заговорил о проблемах добычи каменных залежей на Урале, представляя возможности региона на различных крупных мероприятиях. Денисов-Уральский сделал существенный вклад не только в развитие, но и в популяризацию уральского камнерезного искусства. Петербургская выставка 1911 года на Большой Конюшенной «Урал и его богатства» стала подлинным триумфом Алексея Денисова-Уральского – за время работы ее посетило множество жителей и гостей столицы, неоднократно появлялись в выставочных залах представители правящей династии и высокопоставленные зарубежные гости. Благодаря этой выставке мастерская Алексея Козьмича получает долгосрочные и выгодные заказы от Карьте. Денисов начинает поставлять в Париж анималистику (мелкие резные фигурки зверей из камня), более сложную наборную скульптуру (фигурки в технике объемной мозаики, склеенные из кусочков разных камней), интерьерные предметы (пепельницы, вазы, чернильницы, чаши, печати). В 1912 году А.К. Денисов-Уральский становится одним из соучредителей «Общества для содействия развитию и улучшению кустарного и шлифовального промысла “Русские самоцветы”», на основе которого появилось знаменитое петербургское предприятие, специализирующееся на обработке поделочных камней.
XX век важен для камнерезного искусства сотрудничеством Екатеринбургской гранильной фабрики с поставщиком императорского двора, самой известной в мире ювелирной фирмой России – фирмой Карла Фаберже. Именно на Урале выполнялись ответственные заказы по изготовлению изделий из камня для царской семьи.
Однако, после революции 1917 года, камнерезное искусство на Урале приходит в упадок. Новый импульс развитию камнерезного искусства на Урале придало открытие в Свердловске художественно-ремесленного училища, которое в настоящее время переименовано в «Рифей». В первые годы его воспитанники под руководством мастера Николая Дмитриевича Татаурова (1887–1959) создали композицию «Урал кует победу».
После распада СССР, в начале 90х годов, фирмой «Яхонт и Ко» под художественным руководством Дмитрия Емельяненко было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.
К началу XXI века камнерезные мастера получили выход на свободный рынок минералов, активно осваиваются передовые технологии обработки камня, сохраняя лучшие традиции этого благородного мастерства. Теперь мастерам важно запечатлеть в камне не только ситуацию с участием нескольких персонажей, но передать характер каждого через мимику и позу, проработать эмоцию.
В наши дни уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет и развивается.
Кратко проследив историю развития камнерезного искусства на Урале, можно сделать вывод о том, что в разные периоды отрасль то стремительно развивалась, то переживала кризисные моменты. В камнерезном искусстве разрабатывались новые мотивы, шлифовались техники, расширялся спектр применения камня. За многие века сложилась собственная манера, в основе которой почти не было условности и стилизации. На Урале выросло не одно поколение блестящих мастеров, заказы которым поступали из столиц всего мира.
Добавить комментарий