stonecarvers. ru
Menu
  • Главная страница
  • Камнерезное искусство
    • Коллекционирование
    • Книги
    • Награды
    • Общественные организации
    • Искусствоведы
  • Музеи
    • Выставки
  • Мастерские
  • Мастера
    • Уральская школа
    • Петербургская школа
    • Знаменитые мастера прошлого
  • Главная страница
  • Камнерезное искусство
    • Коллекционирование
    • Книги
    • Награды
    • Общественные организации
    • Искусствоведы
  • Музеи
    • Выставки
  • Мастерские
  • Мастера
    • Уральская школа
    • Петербургская школа
    • Знаменитые мастера прошлого

Отзыв Л. Будриной на автореферат В. Скурлова «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России»


15.05.2012 | Раздел: Камнерезное искусство

Будрина Людмила Алексеевна, кандидат искусствоведения, доцент.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Исх.№ 01-27/93

От 14.05.2012

Отзыв на автореферат диссертации Скурлова Валентина Васильевича «История и традиции фирмы Фаберже в камнерезном искусстве России (конец XIX — XXI вв.)», представленной на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».

Деятельность фирмы Фаберже, созданные его мастерами произведения, несмотря на десятилетия общения к этому материалу, не являются изученными в полной мере. Чрезвычайно актуальным представляется как выбранный диссертантом сегмент ассортимента фирмы – камнерезные работы, — так и ракурс подхода к проблеме, связывающей исторические изыскания и анализ творчества наших современников.

Сложность поставленной диссертантом цели и объем обработанной информации обусловили ряд неточностей и спорных, на наш взгляд, моментов:

  • Обращаясь к анализу литературы, В.В. Скурлов отмечает, что в трудах А.Е. Ферсмана частично опубликованы мемуары мастера фирмы Фаберже Ф.П. Бирбаума. Необходимо отметить, что среди авторов, чьими работами пользовался Александр Евгеньевич, не последнее место занимают и воспоминания директора Екатеринбургской, позднее Петергофской, императорских гранильных фабрик В.В. Мостовенко владельца собственной мастерской Калугина (с.3)
  • Формулируя задачи исследования, диссертант выделил отдельным вопросом «исследование стилистических и типологических особенностей камнерезных «человеческих фигурок» фирмы Фаберже.
  • Приписывая «постоянный поиск образов и средств художественной выразительности» в творчестве современных художников-камнерезов исключительно влиянию Фаберже (с.10), диссертант, по нашему мнению, позволил себе слишком увлечься. Поиск новых образов и средств – неотъемлемая составляющая любого творческого процесса, ее нельзя приписывать влиянию одной фирмы.
  • Столь же спорным представляется тезис (с.10) о влиянии Фаберже на принцип разделения труда в мастерских. Еще в XVIII столетии далекие предшественники Фаберже пользовались работами скульпторов при создании известных нам образцов «человеческих фигурок» в камнерезной пластике.
  • Удивительно, что говоря о камнерезных производствах в частных Петербургских мастерских (с.12) предшествовавших появлению ателье фирмы Фаберже Валентин Васильевич не упоминает хорошо ему известную мастерскую выходца из Екатеринбурга Суминых.
  • Говоря о включении в учебный план в 1960-х гг. «каменных изделий» диссертант допускает искажение фактов. Создание камнерезных работ входило в учебный план с момента основания училища; уже с 1946 г. была набрана первая группа резчиков. Уже в первой выпускной работе «Урал кует победу», как справедливо отметил диссертант, мы видим прием объемной мозаики в создании фигур (при этом нельзя согласиться с В.В. Скурловым, характеризующим это произведение как «показ героев в природной среде», фоном фигурам людей служит производственный пейзаж с цехами и трубами). Упомянутый мастер Н.Н. Сухачева окончила училище лишь в 1968 г, а развитию объемной мозаики способствовал ее учитель В.Ю. Рысин. Таким образом, не умаляя вклада Надежды Николаевны в развитие объемной мозаики, мы не можем согласиться с ее позиционированием в качестве зачинателя.
  • Анализируя работы Фаберже, автор исследования, к сожалению, не дает стилистического определения «человеческих фигурок». Возможно более пристальное внимание к генезису этого жанра, его историческим корням, позволили бы выявить связь с явлениями позднего романтизма и исторических неостилей. Этот недостаток присущ всему блоку автореферата, в котором рассматриваются конкретные произведения. Мы находим в нем подробную типологию при крайне ограниченном искусствоведческом анализе. Допускаем, что этот недостаток присущ исключительно реферату, а в тексте самой диссертации достигнуто большее равновесие.

Отдельно необходимо отметить небрежность в отношении названий. Так в Екатеринбурге существует «Уральская государственная архитектурная академия», но нет «академии архитектуры и дизайна», с 1993 г. работает Музей ИСТОРИИ камнерезного и ювелирного искусства, а В.А. Пелепенко принадлежит частный музей камня (а не музей камнерезного искусства, как указано в тексте). Подобные неточности (здесь указаны лишь некоторые из них) способствуют возникновению путаницы и снижают качество работы.

В заключение отмечаем, что указанные замечания не снижают ценности проделанной диссертантом работы, являющейся законченным научно-исследовательским трудом. Автореферат достаточно полно отражает суть исследования и отвечает требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней. Автор работы Валентин Васильевич Скурлов заслуживает присвоения ученой степени кандидата искусствоведения по специальности 17.00.09 – «Теория и история искусства».

Заведующая отделом декоративно-прикладного искусства,

Кандидат искусствоведения, доцент Будрина Л.А.

Метки: Будрина Людмила Алексеевна, Скурлов Валентин Васильевич

Добавить комментарий

Подписка


Будьте в курсе свежих событий мира камнерезного искусства, оформите email подписку на новости нашего сайта.

Введите ваш E-mail адрес:

Партнеры


По вопросам размещения рекламы на сайте, обращайтесь на e-mail: roman@emelyanenko.info

Разделы сайта


  • Выставки камнерезного искусства
  • Камнерезное искусство
    • История камнерезного искусства
    • Новости камнерезного искусства
    • Технологии камнерезного искусства
    • Экспонаты камнерезного искусства
  • Новости сайта

Новые публикации


  • Маршал империи Фаберже: Франц Бирбаум. Кавалеры Ордена Франца Бирбаума
  • Во власти камня: выставка-ретроспектива камнереза Василия Коноваленко проходит в Москве в Музее Кремля
  • Интернет энциклопедии современного камнерезного искусства исполнился 1 год
  • История развития камнерезного искусства на Урале

Контакты

Контактная информация для связи с администрацией сайта.

E-mail: dmitriy@emelyanenko.info

Тел.: +7 908 919 09 43

Страница контакты.

Яндекс.Метрика

Меню сайта

  • Главная страница
  • Камнерезное искусство
  • Музеи
  • Мастерские
  • Мастера
  • Форум
  • Контакты

Разделы сайта

  • Выставки камнерезного искусства
  • Камнерезное искусство
    • История камнерезного искусства
    • Новости камнерезного искусства
    • Технологии камнерезного искусства
    • Экспонаты камнерезного искусства
  • Новости сайта

Новые публикации

  • Маршал империи Фаберже: Франц Бирбаум. Кавалеры Ордена Франца Бирбаума
  • Во власти камня: выставка-ретроспектива камнереза Василия Коноваленко проходит в Москве в Музее Кремля
  • Интернет энциклопедии современного камнерезного искусства исполнился 1 год
  • История развития камнерезного искусства на Урале
  • Художественная обработка мягкого камня на Урале

Copyright © 2015 Художники-камнерезы: Энциклопедия камнерезного искусства.

Сайт разработан компанией «Екабайт»

Posting....