Особенности монументально-декоративного камнерезного искусства на Урале
Рябкова Е. А.
Научный руководитель: Качалова А. А. кандидат педагогических наук
Уральский государственный горный университет
Монументально-декоративное искусство – область декоративного искусства, включающая многообразные художественные произведения, как правило, создающиеся для украшения архитектурных сооружений и комплексов (декоративная живопись и скульптура в городском пространстве, на фасадах и в интерьерах зданий).
Одним из самых замечательных направлений художественной культуры XVIII— XIX вв. Урала является камнерезное искусство. В XVIII в. появляются специальные камнерезные фабрики: в Петергофе (1725) и в Екатеринбурге (1751).
Урал стал родиной обработки мрамора, она была подчинена потребностям архитектуры и монументально-декоративных произведений.
В течение почти всего XVIII века крупные заказы выполнялись из более мягкого, чем яшма или агат, мрамора. В частности, уральцы сделали из него мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села, а также множество деталей и украшений для знаменитого Мраморного дворца в Петербурге, построенного по проекту архитектора А. Ринальди. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в XVIII веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.
Во второй половине XVIII в. уральские камнерезы делают из мрамора не только крупные архитектурные детали, но и предметы внутреннего убранства, например вазы, чаши, столешницы. Одновременно в уральское камнерезное искусство проникают и другие художественные формы: различные пирамиды, обелиски и т. д.
Важно отметить, что уральские мастера первыми попытались использовать для создания скульптуры, в частности портрета, уральский мрамор.
Успехам в развитии художественной обработки камня на Урале во многом содействовало участие крупнейших русских архитекторов в создании проектов изделий. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, А. Брюллова, А. Теребенева, К. Тона и др. Вазы и чаши, бесспорно, занимают первое место среди изделий фабрики. В них с особенной ясностью и силой проявилось великолепное мастерство уральских камнерезов. Камень для ваз и чаш выбирался красивых, сочных расцветок. Значительное место среди изделий уральских камнерезов занимают большие торшеры, предназначенные для дворцовых интерьеров, и небольшие настольные канделябры.
При сравнении изделий XVIII и первой половины XIX в. ясно видна линия развития уральского камнерезного искусства, рельефной орнаментики и бронзовых украшений. Она идет от простых строгих ваз рубежа XVIII—XIX вв. ко все большей орнаментальной насыщенности и декоративности (исключение делается только для произведений, выполненных в технике «русской мозаики»). Искусные мастера стремились к тому, чтобы орнаментация не перебивала природный узор камня, а, напротив, способствовала бы наиболее полному выявлению его красоты.
Первая половина XIX в. — период наивысших достижений уральского камнерезного искусства. На Урале работают замечательные мастера — художники камня, обладавшие большим творческим даром и художественной культурой.
Уральские художники создали русскую мозаику, обогатив мозаичное древнее искусство. Это изобретение сделало создание монументально-декоративных произведений из лазурита, малахита, яшмы экономичным и, позволив ему более широко развиться. Впервые её применили в архитектуре, при облицовке колонн кушкульдинской красно-зелёной яшмой.
Н.М. Мавродина в своем описании техники «русской мозаики» обращает внимание на ее художественную сторону: «Работы в технике наборной мозаики из малахита, лазурита, кушкульдинской яшмы, амазонита и письменного гранита – одна из удивительных страниц деятельности уральской фабрики. Отказ от привычных форм цельных монолитных изделий был обусловлен природным строением этих пород (пустоты, включения, ноздреватость), их текстурными особенностями и целями экономии. В лучших наборах тонкие пластинки облицовочного камня, добранные в определенном ритме рисунка, создавали поразительный декоративный эффект».
Следует отметить, что западные камнерезы тоже применяли прием оклейки простого камня пластинами камня дорогих пород. Но только русские мастера стали применять его для предметов с закругленной поверхностью (колонн, ваз и т.п.). Они же первые стали применять его и для создания вещей больших размеров.
В советский период первые же наиболее значительные произведения, совершенно новые по тематике, были связаны с монументальным искусством, с советской архитектурой. Не только Московский метрополитен располагает богатством уральского пестроцветного камня, но и прекрасные дворцы культуры, возникающие в различных промышленных центрах, а также многие другие общественные здания.
Уральские камнерезы сохраняли свои традиции на протяжении всех периодов развития камнерезного дела. Они имели глубокое художественное чутьё, умели проникать в сущность изделия. Их богатая фантазия при выборе природных узоров, при создании новых рисунков из лазурита или малахита была поистине неистощима.
Благодаря мастерству уральских камнерезов украшены фасады и интерьеры самых разнообразных архитектурных строений. Художники по камню обогатили русское искусство великолепными камнерезными произведениями из мрамора, малахита, яшмы и других камней. Именно уральские мастера разработали технику «русской» мозаики.
Поистине уральские камнерезы внесли значительный вклад в монументально-декоративное искусство России.
Добавить комментарий