Художественная обработка мягкого камня на Урале
Ломовских Д.Е.
Научный руководитель Качалова А.А., кандидат педагогических наук.
Уральский государственный горный университет
Еще в начале развития культуры человеческого общества камень из-за своей твердости и прочности служил для изготовления первобытных орудий труда: ножей, топоров, наконечников для стрел и копий, а также для создания украшений в виде ожерелий из кусочков цветного отшлифованного камня, браслетов и разнообразных подвесок.
Мягкий камень привлекает мастеров не только простотой обработки, но и высокой декоративностью. Часто он имеет выразительный рисунок, который отчетливо проявляется при полировании. Однако для художественных изделий применяются и такие мягкие камни, которые невозможно отполировать. Не поддается полировке и остается матовой поверхность мягкого известняка, мергеля, мягких песчаников.
Тем не менее эти камни также имеют декоративные достоинства, и мастера умело используют их, сопоставляя шлифованную поверхность с колотой, пиленой и рифленой фактурой. Однако большинство мягких камней прекрасно полируются, приобретая почти зеркальный блеск. К ним относится тальковый камень (жировик), агальмотит (мыльный камень), селенит, гипсовый камень, алебастр, гагат, каменный уголь (антрацит), янтарь, серпентин и некоторые виды сланцев. Каждый мягкий камень имеет свои особенности, от которых зависят приемы его обработки.
Художественная обработка камня – это придание материалу правильной формы, шлифовка и полировка его поверхности, выявляющие цвет и природный рисунок.
При создании художественных изделий важную роль играет фактурная обработка камня. В зависимости от видов обработки получаются разные типы поверхности:
- Полированная поверхность ровная и абсолютно гладкая, имеет четко выраженный зеркальный блеск.
- Гладкую матовую поверхность также называют лощеной. Она не имеет характерного блеска, как полированная, но ровная визуально и на ощупь, без следов шлифовки, с полным выявлением рисунка камня.
- Шлифованная поверхность — равномерно шероховатая, имеет неровности рельефа, выступающие не более чем на 0,5 мм.
- Высота неровностей рельефа пиленой поверхности достигает 2 мм. Этот эффект достигается при машинной распиловке камня без дальнейшей его обработки.
- Термообработанная поверхность на ощупь шероховатая, визуально — со следами шелушения.
- Точечная или бучардованная поверхность имеет равномерно шероховатую структуру, выступающие неровности не превышают 5 мм.
- Колотая поверхность — имитация скалы. Имеет неравномерную структуру с хаотическими впадинами и бурами, высота рельефа колеблется от 50 до 200 мм.
Фактура поверхности помогает подчеркнуть красоту природного камня. Во многом она выбирается в зависимости от назначения обрабатываемых изделий, но также учитывается и порода камня. Нефрит, оникс, мрамор обычно обрабатываются методом полирования, в то время как гранит эффектно выглядит с разными типами поверхности, а иногда на одном изделии сочетаются глянец и имитация грубого скола.
Поделочные камни мягкого типа легко обрабатываются на токарном станке, не нужно использовать алмазные диски. Художественные изделия выполняют при помощи обычных стамесок, рашпилей и подобных инструментов. Шлифовка происходит стеблями хвоща и полировка гашеной известью и мыльной пеной.
В начале XVIII века уральские мастера-кустари научились обрабатывать недавно открытый цветной камень, заложив, таким образом, традиции местной школы камнерезного искусства. Уральские мастера подходили к обработке камня с философской точки зрения. Уральскую школу камнерезов всегда отличала особая любовь к камню, понимание его природной красоты. Основным принципом камнереза было не нарушить данную природой красоту камня, а лишь как можно лучше выявить её и подчеркнуть. Одним из основателей художественной обработки камня на Урале по праву нужно считать русского механика-самородка Никиту Бахарева. Бахарев, построив фабрику, постоянно совершенствует механизмы. Он, например, реконструировал резной станок. Иван Сусоров — талантливый уральский механик-изобретатель, ученик Бахарева. Вместе они создали вододействующие механизмы.
Расцвет ювелирного и камнерезного искусства пришелся на конец XVIII – начало XIX века. В это время Екатеринбургская гранильная фабрика находилась в «цветущем состоянии». Существовал сложившийся коллектив мастеров, которые в совершенстве овладели разнообразными приемами обработки камня – и гладкой поверхности, и самого сложного орнамента, и великолепной русской мозаики. Мастера создавали произведения искусства по проектам знаменитых русских архитекторов и скульпторов: Воронихина, Росси, Стасова, Монферрана, Брюллова и др.
Работы мастеров фабрики получили мировое признание, ими восхищалась Европа. Мастера изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, броши, сережки, запонки. Основным орнаментальным мотивом в то время был растительный, покрывавший сплошной сеткой поверхность изделия. Впоследствии мастера выработали особый вид броши-веточки, имитируя в камне гроздь винограда, смородины. Эти ювелирные изделия отличались разнообразием, выдумкой, мастерством.
Таким образом, искусство промышленного Урала представляет собой одно из значительных достижений русской художественной культуры. Оно отражает творческую инициативу, пытливый ум, талант и неумирающее мастерство. Без него нельзя представить весь размах русского декоративно-прикладного искусства. Декоративные качества мягкого камня, неповторимость его узоров, возможность варьировать колорит и рисунок в изделиях, выполняемых даже из одного и того же блока и имеющих одинаковую форму, обусловливают отношение к этому благородному материалу и к изделиям из него, как к замечательным национальным сувенирам.
Добавить комментарий