Т. Парнюк. «Обзор творчества мастеров фирмы Яхонт и Ко»
Автор: Т.В. Парнюк, искусствовед, государственный эксперт по культурным ценностям.
Уральские самоцветы известны далеко за пределами нашей страны. Открытие в XVIII веке месторождений разнообразных по цвету, рисунку, фактуре и твердости минералов естественно привело к возникновению камнерезного промысла, центром которого стал Екатеринбург. Третье столетие люди, покоренные красотой камня, создают рукотворные произведения.
30 декабря 1991 года группа камнерезов во главе с Д. Емельяненко и И. Сергеевым основала ТОО «Пластика», переименованное 21 декабря 1993 года в фирму «Яхонт и Ко». Основным направлением работы творческого коллектива стало создание объемных композиций в технике мозаичного набора из цветных камней.
Эта разновидность камнерезного искусства была распространена на рубеже XIX-XX веков и, можно сказать, возрождена в конце 1960-х годов Василием Коноваленко (1929-1989). Техника объемной мозаики трудоемка, на изготовление вещи требуется не один месяц. Необходимо найти соответствующий камень, его верный подбор позволяет передать фактуру поверхности условного материала: ткани, меха, дерева, металла. Каждый фрагмент выполняется как самостоятельное произведение, здесь применяется традиционная резьба и пластиночная мозаика инкрустирующая детали лица, орнамент одежды. После соединения элементов в единое целое перед нами разворачиваются сценки из жизни персонажей с ярко выраженным национальным характером.
Чаще всего мастера обращаются к русскому фольклору. Под их руками оживают крепко стоящие на земле, немного наивные, широкоплечие былинные богатыри (А. Емельяненко. «Илья Муромец», «Добрыня Никити»), сидящий на дереве и оглушительно свистящий совсем не страшный разбойник (А. Леверов. «Соловей-разбойник»). Материализуется в камне, пришедший из уральских сказов Бажова, образ загадочной Хозяйки Медной горы, причем каждый видит его по своему. У Е. Васькова она предстает в виде заводской девушки в белой кофте и простом сарафане из неброской пестрой яшмы, и лишь кристаллическая друза у ног и как будто светящийся агатовый кокошник намекают на её необычность. И. Сергеев превращает хранительницу недр в чернокосую, сверкающую драгоценностями, неприступную красавицу в роскошном наряде из шелковистого узорчатого малахита с золотистой каймой из тигрового глаза. При этом декоративизм женской фигурки сочетается с утилитарной функцией — подставка служит комодом с выдвижным ящичком.
Особую популярность получила тема русских сказок. Их добрый бесхитростный сюжет привлекает мастеров фирмы «Яхонт» возможностью создавать красочные, легко узнаваемые объемные иллюстрации. Иногда они обращаются к изображению очеловеченных зверей. Востроносая лиса в длинном платье и капоре, непринужденно перекинувшая через лапу рыжий халцедоновый хвост, выглядит как дама на прогулке (И. Сергеев. «Лиса»). Эта же хитрунья, обретя облик деревенской жительницы, удобно расположилась на спине едва бредущего, опирающегося на палку, волка (И. Емашев. «Битый небитого…»).
Желание построить сложные жанровые композиции служит толчком для показа человека в окружении естественной предметной среды. Сценки из жизни ленивого, но удачливого персонажа, беззаботно лежащего на печи или едущего на санках по льду, показаны в работах Р. Тырлова и К. Кожухова («На печи», «Емеля»), застыл в изумлении стоящий на коленях старик, держащий в руках ставшую символом исполнения желаний морскую обитательницу с полупрозрачным переливающимся хвостом (Е. Васьков. «Золотая рыбка»). По-разному трактуется образ сказочной «злодейки». В одном случае она привычно летит в ступе с метлой в руках (Р. Тырлов. «Баба-Яга»), в другом — вдруг превращается в кокетку, любующуюся на себя в зеркало (А. Волков. «Красавица»).
Р. Тырлов сам придумывает забавные ситуации, в которых оказывается его, похожий на мужика переодетого в дорогую одежду, добродушный царь. То он озадаченно чешет затылок при виде единственной монеты извлеченной из золотистого сундука («Последний рубль»), то сидя на троне с атрибутами власти в руках, парит ноги в деревянном ушате («Приятное с полезным»). Сгармонированность цветовых пятен, удачное подчинение деталей общему замыслу придают этим работам целостность и завершенность. По восприятию близки к сказочности и конкретные образы любимых в народе артистов: бродячих танцоров и музыкантов (Р. Тырлов. «Скоморох», А. Леверов. «Цыган»), деревенских песенников (Д. Емельяненко. «Гармонист», И. Сергеев. «Балалаечник»), циркового шута (А. Волков. «Клоун»). Здесь камнерезов, в большей степени, привлекает костюм и возможности его воплощения в «каменном» материале. Особенно сильно эта тенденция прослеживается в работе Д. Емельяненко «Городовой», где форма усердного служаки передана в соответствии с образом, включая пуговицы, пряжку с гербом, кокарду на фуражке.
При индивидуальности авторских почерков, работам, созданным в творческом коллективе, свойственны и общие черты: повествовательность, образность и техническое мастерство. Произведения с маркой «Яхонт и Ко» пользуются заслуженным спросом у коллекционеров и любителей камнерезного искусства.
Добавить комментарий