Л. Будрина. «Обзор творчества художника-камнереза Анатолия Жукова»
Автор: Людмили Будрина, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея истории камнерезного и ювелирного искусства.
Время, беспощадное к однодневкам, для подлинного таланта становится верным союзником: отточить техническое мастерство, научиться чувствовать материал, воспитать вкус, — на это требуются многие годы. Но результат стоит затраченных сил: под резцом Мастера невзрачный камушек расцветает роскошным букетом, в осколке хрусталя проявляется целый мир, каменные зверушки начинают греть прикоснувшиеся к ним руки.
В полной мере это можно отнести к творчеству Анатолия Ивановича Жукова. За три десятилетия ему открылись все секреты камнерезного дела. Без преувеличения можно сказать, что этот мастер полностью освоил палитру жанров и направлений работы с твердым камнем: горки, флорентийская, русская и объемная мозаики, камеи и инталии, круглая скульптура…
Много внимания уделяет А. И. Жуков работе с горным хрусталем и дымчатым кварцем. Эти непростые материалы требуют обращения к выразительным средствам графики: линии и степени насыщенности тона (в данном случае — степень матировдния поверхности). В «хрустальной графике» Анатолий Иванович — подлинный виртуоз. Придуманный им прием обратных линз на матированной поверхности существенно расширил образные возможности каменной пластики.
Интерес к творческому наследию русских камнерезов рубежа ХIХ-ХХ вв. подтолкнул мастера к освоению сложнейшей «объемной мозаики», требующей от исполнителя не только технического совершенства, но и обширных минералогических знаний. Каждый фрагмент такой работы необходимо не только точно подогнать к остальным деталям, но и подобрать для него камень, наиболее верно передающий цвет и рисунок. Удивительным образом сочетаются в творчестве художника графичность прозрачных материалов и богатый колорит цветного камня.
А. И. Жуков — не только талантливый художник. Такт и внимание отличают его реставрационные работы. Десятки произведений мастеров прошлых столетий благодаря его мастерству вернулись из запасников в выставочные залы, помогая зрителям лучше понять историю уральского камнерезного искусства. Произведения Анатолия Ивановича украшают экспозиции десятков музеев, галерей и частных коллекций. Они радовали посетителей многочисленных выставок в городах Урала, России, Евразии, Северной Америки. Нет ни малейшего сомнения в том, что и Южное полушарие оценит творчество замечательного уральского камнереза.
Добавить комментарий