Емельяненко Дмитрий Николаевич
Емельяненко Дмитрий Николаевич (род. 6 марта 1966) — художник-камнерез, мастер камнерезного искусства. С 1988 года член секции ювелирного и камнерезного искусства Екатеринбургского отделения Всероссийской общественной организации «Союз художников России». Заслуженный деятель камнерезного искусства. Награжден орденом А.К. Денисова-Уральского за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства.
Емельяненко Дмитрий Николаевич включен в Реестр профессиональных художников Российской Федерации. Ведение Реестра является социальным проектом Профессионального союза художников России.
- Официальный сайт: emelyanenko.info
- E-mail: dmitry@emelyanenko.info
- Дом. тел.: +7 (343) 365 38 96
- Моб. тел.: +7 908 91 90 943
- Адрес: 620067, г.Екатеринбург, ул.Советская, д.21, кв.6.
- Страница Вконтакте: dmitry.emelyanenko
- Страница в Фейсбуке: emelyanenko.dn
Содержание
Биография
Родился 6 марта 1966 года в посёлке Лёвиха Кировградского района Свердловской области, в семье шахтера, имеет шестерых братьев и сестру.
В 1981 году окончил Левихинскую среднюю школу №17 и поступил на специальность «резчик по художественной обработке камня» в Свердловское городское художественное профессиональное техническое училище №42, из которого вышли многие известные уральские мастера – ювелиры и камнерезы.
В 1985 году после окончания художественного училища работал на Левихинской шахте, художником оформителем. В конце того же года призвался в ряды советской армии. Служил в КТуркВО (Краснознаменный Туркестанский военный округ) в Ашхабаде.
После службы, в 1987 году был принят на работу в уральское производственное объединение «Уралкварцсамоцветы» резчиком по камню. Работая на «Уралкварцсамоцветах» создал уникальную технологию полировки мягкого камня.
С 1988 года член секции декоративно прикладного искусства Урала, Всероссийской общественной организации «Союз художников России» (с 1997 секция ювелирного и камнерезного искусства Екатеринбургского отделения).
В 1991 году занялся собственной творческой деятельностью в области камнерезного искусства став одним из руководителей и соучредителем фирмы «Яхонт и К°». Фирма «Яхонт и Ко» стала одной из первых частных фирм исполняющая камнерезные фигурки в Екатеринбурге в начале 1990-х годов.
В 1992 году на фирме «Яхонт и К°» придумал собственную технологию постановки глаз изнутри, благодаря которой глаза получаются как живые, значительно повышая художественный уровень работ. С этого времени все камнерезные человеческие фигурки фирмы «Яхонт и Ко» исполнялись исключительно с применением данной технологии постановки глаз.
С 1999 года после ухода из фирмы «Яхонт и Ко», работал самостоятельно в собственной творческой мастерской. С этого же года занимался созданием своего направления в камнерезном искусстве. «Среди уральских художников-камнерезов Дмитрий Емельяненко известен как яркий, самобытный автор» — из статьи «Живой мир Дмитрия Емельяненко» в журнале Графо Platinum №6 зима-весна 2003.
В начале 2000-х годов, имея богатый организационный опыт в руководстве фирмой «Яхонт и Ко», оказывал содействие другим мастерам в организации камнерезных мастерских.
В 2001 году в совместной с А.И.Жуковым творческой камнерезной мастерской проводились съемки некоторых сцен к художественному фильму «Тайная сила» вышедшему в 2002 году.
В 2002 году первым придумал технологию которую назвал «технология объема живого глаза», впервые применил технологию в своём произведении «Такса».
С 2006 года потеряв помещение собственной творческой мастерской по причине отказа арендодателя в продлении аренды, работал в других мастерских, параллельно занимаясь поиском средств на создание новой творческой мастерской.
В 2010 году награжден орденом А. К. Денисова-Уральского за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства.
С 2011 года пытался найти поддержку в создании творческой мастерской со стороны правительства и частных благотворительных фондов.
В конце 2014 года не получив поддержки со стороны правительства, принимает решение организовать народное финансирование создания творческой мастерской.
Выставки камнерезного искусства
- 1988г. — участник выставки в Нью-Йорке. В выставке участвовали работы «Вечерки» получившие положительный отзыв Василия Коноваленко.
- 1989г. — участник областной выставки.
- 1990г. — участник международной выставки в Швеции.
- 1991г. — участник выставки «Традиционные промыслы урала», проводимой ассоциацией культурного возрождения «Русь — Восток — Запад». В выставке участвовали работы: печать «Лев» (1991).
- 1992г. — участник выставки фирмы «РИФ – М».
- 1998г. — участник городской выставки «Екатеринбург художественный – 275», проводимой муниципальным учреждением культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств». В выставке участвовали работы: «Городовой» (1995).
- 1998г. — участник региональной выставки.
- 1998г. — участник выставки «Летняя соната», проводимой муниципальным учреждением культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств». В выставке участвовали работы: «Гармонист» (1995), «Городовой» (1995).
- 1998г. — участник выставки «Самоцветы России» – От традиций Фаберже к современному ювелирному искусству, проводимой Оружейной Палатой музея-заповедника «Московский Кремль», Государственным геологическим музеем им. В.И.Вернадского РАН и Акционерным обществом «КЛИО».
- 2000г. — участник всероссийской художественной выставки к 2000-летию Рождества Христова «Имени Твоему» – М., 2000, – с.91 – ISBN 5-93742-005-5.
- 2000г. — участник выставки конкурса «Мир камня».
- 2000г. сентябрь — участник вставки декоративно-прикладного искусства «Люди, птицы, звери», проводимой муниципальным учреждением культуры «Екатеринбургский музей изобразительных искусств».
- 2000г. октябрь — участник московской международной выставки-ярмарки «Симфония Самоцветов».
- 2001г. — участник выставки конкурса «Мир камня».
- 2001г. — участник выставок «От палеолита до хай-тека», «Образ раковины», «Назад в будущее», проводимых областным государственным учреждением культуры «Музей истории камнерезного и ювелирного искусства».
- 2002г. — участник выставки конкурса «Мир камня».
- 2003г. — участник IX региональной художественной выставки «Урал 2003». В выставке участвовали работы: Ожидание (2003), Лягушка (2003), Черепаха (2003). Каталог выставки хранится в архиве Эрмитажа. Емельяненко Д.Н. на стр.21
- 2004г. июль — участник выставки «Камнерезное и ювелирное искусство Урала», проводимой «Нижнетагильским музеем изобразительных искусств».
Публикации в книгах и журналах
- Книга В. Скурлова «К. Фаберже и его продолжатели» стр.596 посвящена обзору творчества Емельяненко Дмитрия Николаевича, также о Дмитрие Емельяненко упоминается на стр. 255, 496 и 509.
- Книга В.Б. Сейраняна «Живописные сказы в камне». Москва 2002г. Работа Дмитрия Емельяненко «Гармонист».
- Книга Ольги Тюльпаковой «Ступени драгоценные». Москва 2014г. Работа Дмитрия Емельяненко «Ожидание» (в книге указана как «Созерцание»), стр.121
Журнал Уральские Авиалинии №6 (21) ноябрь / декабрь 2004, статья «Найдите в камне своего героя», стр.30-33
Журнал Графо Platinum:
- Журнал Графо Platinum №3 весна-лето 2002, статья «Африка. Носорог», стр.64 (фото Дмитрия Лошагина)
- Журнал Графо Platinum №4 лето-осень 2002, упоминание в статье «Уральская печатка», стр.38-39
- Журнал Графо Platinum №6 зима-весна 2003, презентационная статья «Живой мир Дмитрия Емельяненко», стр.26-27
- Журнал Графо Platinum №9 осень-зима 2003, фото камнерезных изделий Д. Емельяненко, стр.43
- Журнал Графо Platinum №2 (11) 2004, статья «Конек камнереза», стр.65
- Журнал Графо Platinum №5 (14) 2004, статья «Камни и молнии», стр.48
- Журнал Графо Platinum №2 (17) 2005, статья «Неиссякаемый камень», стр.64
- Журнал Графо Platinum №4 (19) 2005, статья «О Фаберже и не только…», стр.46-47
- Журнал Графо Platinum №1 (22) 2006, статья «Новые работы», стр.48
- Журнал Grafo Platinum №1 english version Las Vegas 2005, article «Alive», стр.42-43
Работы Емельяненко на «Уралкварцсамоцветах» и фирме «Яхонт и Ко»
Ранние камнерезные работы Дмитрия Емельяненко.
Обзор творчества
Обзор творчества Дмитрия Емельяненко представляет искусствовед Валентин Скурлов в своей статье «Xудожники – камнерезы Урала и Сибири XX – XXI веков»:
Только в последние 20 лет в камнерезное искусство пришли художники, владеющие высоким ремеслом. Если рассматривать место Дмитрия Емельяненко в региональном аспекте, то он, на Урале один из одарённых. Творческий почерк Емельяненко узнаваем и во всероссийском и международном контексте. Его вещи – желанные объекты коллекций в России и за рубежом. В 2010 г. исполнилось 25 лет после окончания Д. Емельяненко Художественного училища № 42, где он получил специальность «резчик по камню». Высшая камнерезная технология мастера безусловна ощущается. Заметно и влияние старшего товарища Анатолия Жукова, с которым Дмитрий работал в одной мастерской (в 2001 году). Такие пересекающиеся контакты очень полезны для мастеров и в целом повышают творческий потенциал уральской школы. Дмитрий, в отличие от многих своих добросовестных резчиков – земляков ещё и художник. У него выработался свой стиль, лаконичный, построенный на контрастах (белое – черное, подставка и предмет), который можно определить как «реалистический авангард». Блестящим объектом «от Емельяненко» в коллекции является «Улитка». Даже у Фаберже и Денисова-Уральского не наблюдается столь запоминающейся «Улитки» по техническому исполнению и «подаче» камня. Художник владеет приёмами золотого сечения, прекрасно размещает объекты на постаменте. Так его постамент под «Бегемотом» напоминает шехтелевский постамент под знаменитым памятником Александру III работы Паоло Трубецого. Вряд ли думал об этом шедевре русской скульптуры Дмитрий Емельяненко, когда творил «Бегемота», но поскольку законы эстетики едины, он попал в точку. Может автор исполнять и классические блокированные многокаменные фигурки, но перестал их делать в конце 1990-х гг. Автор не боится относительно больших размеров. Его «Такса» не так мала для мелкой пластики, но в больших размерах есть опасность обнаружить изъяны обработки камня, чего автор блестяще избежал. Следует заметить, что размеры фигур мелкой пластики имеют тенденцию к увеличению, что связно с влиянием спроса богатых заказчиков на Востоке. Кроме того, интерьеры предполагают исполнение каминных и больших настольных фигур. В этом отличие работ современных камнерезов от дореволюционной пластики, когда Верфель, Сумин и Денисов-Уральский исполняли камнерезных зверей и птиц размером в 2 – 3 см.
Видеокаталог камнерезных работ:
Авторские произведения находятся в коллекциях многих музеев и галерей, в частности:
- в «Музее истории камнерезного и ювелирного искусства»
- в «Уральском минералогическом музее»
- в московском музее «Самоцветы»
- в галерее «Эстер»
- а также в многочисленных зарубежных частных коллекциях
До конца 90х годов, на предприятии «Уралкварцсамоцветы» и камнерезной фирме «Яхонт и Ко», Дмитрий Емельяненко выполнил множество работ в технике объемной мозаики, в жанре «Русские типы». После ухода из фирмы «Яхонт и Ко» и создания собственной авторской творческой камнерезной мастерской, стал отдавать предпочтение жанру анималистики, перемежая свои произведения с философскими композициями.
Статьи на сайте
Обзор творчества Дмитрия Емельяненко можно найти в следующих статьях опубликованных на сайте:
- Документальный фильм «Камнерезное искусство»
- Камнерезное искусство Дмитрия Емельяненко
- Камнерезное искусство. Технология объема живого глаза.
- Камнерезное искусство. Технология постановки глаз изнутри.
- Резьба по кварцу в творчестве Дмитрия Емельяненко
- В.Скурлов. «Камнерезное искусство России: история и основные центры»
- В. Скурлов. «Художники-камнерезы Урала и Сибири XX – XXI веков. Творческая деятельность художников и мастеров Урала в области камнерезного искусства.»
- Российские «Самоцветы»
- Т. Парнюк. «Обзор творчества мастеров фирмы Яхонт и Ко»
Добавить комментарий