Шахмин Василий Владимирович
Шахмин Василий Владимирович (род. 1883) — уроженец города Екатеринбурга, знаменитый потомственный малахитчик, гранильщик и прекрасный мастер по выработке оптического камня.
- Год рождения: 1883
- Город: Екатеринбург
Биография
Родился в 1883 году в городе Екатеринбурге. Потомственный малахитчик, начавший обрабатывать камень с 1888 года в возрасте пяти лет.
В 1891 году, в восемь лет получил 3 рубля серебром за хорошо изготовленный сувенир в виде книги из офита, мрамора и малахита с переплётом, от представителя фирмы Цейс, Кучнера (имя отчество не известно), приехавшего к его отцу за технологией изготовления линз из оптического флюорита.
В 1892 году в 9 лет, отец Василия, поставил его за гранильный ручной станок, чтоб зарабатывал первые деньги на огранке самоцветов в деревне Шайтанке. А как постиг основы науки, стал работать в малахитовой мастерской отца. К началу XX века Василий стал не просто камнерезом, а настоящим знатоком свойств камня, одним из крупнейших мастеров.
В 1896 году, в 13 лет ему доверяют самостоятельные частные заказы по огранке уральских изумрудов, демантоидов и т.д.
До революции он создал сотни прекрасных вещей, часть из которых ныне украшают коллекции музеев Екатеринбурга. Многочисленные печати «птицы Вараки», выточенной из дымчатого горного хрусталя c «топазовой головкой в орнаменте, без резьбы», пасхальные миниатюрные яйца для брелоков из яшмы, орлеца, аметиста, опала, сердолика, дымчатого топаза и хризопраза. Подсвечники и пепельницы из калганской яшмы, граненые топазы для запонок и рубины, и даже пронизки из горного хрусталя: граненые, очень тонкие круглые пластинки, которые надевались между бусинок, ныне украшают музейные витрины.
В 1916 году мобилизован в армию и отправлен на Карпаты. В начале 1917 года попал под атаку отравляющими газами и был контужен. К середине 1917 года отправлен домой для поправки здоровья.
С 1918 по 1920 годы служил в Красной армии.
В 1920 году демобилизован. После демобилизации открывает частную гранильную мастерскую, где кроме огранки, принимает заказы на изготовление минералогических коллекций, шаров, срезов, линз, ориентированные шлифы из руд и минералов.
Уже в августе 1920 года Василий Владимирович Шахмин начинает работать с А.В. Шубниковым. В то время профессором, начальником кристаллографической лаборатории. Для лаборатории В.В.Шахмин изготавливает ориентированные шлифы из минералов и руд, которые до него в Советском Союзе никто не делал. Как писал А.В. Шубников: « В.В. Шахмин выполняет ответственную и тонкую работу (ориентированные шлифы кристаллов, кварцевые клинья, оптические призмы и т.д.)». Кварцевые клинья до Шахмина также ни в России, ни в Советском Союзе никто не делал. Их покупали заграницей. Результатом этой работы стала описанная Шубниковым технология обработки шлифов, кварцевых клиньев и оптических линз. А Шахмин приобрёл необходимые ему для работы знания в кристаллографии. По 1929 год Василий Владимирович считается единственным в СССР специалистом по изготовлению оптических и других научных приборов из кварца и других минералов.
А.Е. Ферсман писал в 1924 году: «Ещё сейчас удивляемся необыкновенному умению таких мастеров, делающих рукою тончайшие оптические приборы, как Шахмин Василий Владимирович…». С Ферсманом они были знакомы ещё задолго до мобилизации, он не раз приходил к Шахмину в гости и работал с его обильнейшей коллекцией минералов и горных пород, собранной им самим. Кстати, Шахминым найдено месторождение «Хитная яма» (Не путать с Хитным прииском, который открыт ещё в 1838 году. И, в основном, был отработан до 1853 года.), которую после заявки арендовал его друг А.К.Денисов-Уральский, вплоть до 1897 года. А с марта 1915 года Денисов-Уральский арендовал Токовской (Люблинский) прииск.
В 1925 году Шахмин получил заказ от Нижнегородской радиолаборатории, от проф. Б.А. Остроумова, который работал над оптическими приборами, т.е. правильней сказать, над пьезоэлектрическими. Заказ был дан на изготовление 12 кварцевых резонаторов, которые и были изготовлены из Уральского пьезокварца. Надо сказать, до того считалось, что пьезоэлектрическими свойствами обладают только кварцы из Бразилии и Альп. В 1926г. Остроумов ездил в Германию с приборами, в которых использовались эти пластины — резонаторы которые там себя очень хорошо зарекомендовали. Немцы были крайне удивлены.
Это позволило СССР не закупать пьезокварц за границей, а использовать наш. А также разработать технологию изготовления пьезоэлектрических резонаторов и стабилизаторов. Шахмин работал с этой лабораторией ещё два года. В дальнейшем он работал над оптикой и вполне заменил оптику Цейсовских заводов, избавив СССР от необходимости её закупки заграницей.
Все работы Шахмин выполнял в своей гранильной мастерской на своих станках, которые достались ему от его отца. Многие, будучи у него в мастерской, удивлялись его работам по оптике из кварца, огранке, шлифовке других минералов и руд, а также качеству его резьбы по камню. Удивлялись, как можно работать на деревянных дедовских допотопных станках, в тяжелых условиях и делать такие тончайшие оптические приборы. Как можно, работая на них, достичь совершенного результата в обработке камня.
Но нельзя о Шахмине говорить только как об оптике. Василий Владимирович был прекраснейшим и опытнейшим любителем камня. Верней сказать, Горщик-практик, который работал по поиску камней на Южном Урале, на Мурзинке и других месторождениях. Среди его знакомых многие известные фамилии горщиков, таких как Семенин, Зверев, Калугин и т.д. (поверьте, список весьма обширен и есть в наличии). Его огромнейшая коллекция просто не вмещалась на полках, и потому занимала два этажа в доме. Я умышленно не хочу описывать дальнейшую судьбу этой коллекции, но скажу что, многие и сейчас смотрят на эти образцы минералов, даже и, не подозревая, что они были добыты и принадлежали Василию Владимировичу.
С 1960 года Шахмин является научным консультантом УрОРАН (удостоверение в наличии).
Все свои талантливые работы он создавал на простых деревянных станках вручную. Весь ХХ век посетители мастерской старейшего екатеринбургского камнереза с придыханием рассказывали о том, что «это гранильные станки восемнадцатого века». А Василий Владимирович только посмеивался, приговаривая: «Да я эти «прялки» самолично перед революцией сделал».
Станки эти сохранились, переданные учениками мастера в музей Уральской архитектурно-художественной академии (Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала) — 12 единиц.
Добавить комментарий