Коноваленко Василий Васильевич
Коноваленко Василий Васильевич (5 июля 1929 — 27 января 1989) — художник-камнерез, член Союза художников СССР, создатель серии уникальных камнерезных миниатюр в технике объемной мозаики, в жанре «Русские типы».
Творчество Василия Коноваленко находится на стыке скульптуры и ювелирики и отличается тонким психологизмом и пластической выразительностью. Художник создал обширную галерею народных типов, характеров, запечатлел их духовность.
- Официальный сайт: konovalenko.com
- E-mail: info@konovalenko.com
- Годы жизни: 5 июля 1929 — 27 января 1989
- Место рождения: Запорожская обл., Акимовский р-н, село Петровка
- Место смерти: Нью-Виндзор, штат Нью-Йорк
Биоргафия
Родился 5 июля 1929 года в Запорожской обл., Акимовский р-н, село Петровка. Отец Василия — Коноваленко Василий Васильевич (1900—1946), украинец, мать Галигузова Феодосия Тихоновна (1899г.рожд.), русская. Оба уроженцы Запорожья. В документах Коноваленко писал: «национальность — украинец». Он был пятым ребенком в семье, единственным мальчиком. Детские годы прошли в другом крупном индустриальном центре 1930-х годов: шахтерском городе Донецке — бывшей Юзовке, в те времена именовавшейся Сталино. В деревне Василий прожил всего два года младенческой жизни, так как с 1931 года его отец работал в руководстве «Донтранса» — транспортной организации индустриального города сталинских времен.
В 1938 году пошел учиться в среднюю школу, окончил 5-й класс, после чего в 1943 году, в связи с военным положением, был вместе с матерью эвакуирован. Отец был мобилизован в Красную армию.
В 1943 году возвращается в город Сталино. С 1944 года (с 14 лет) Василий Коноваленко работал в Донецком национальном академическом театре оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко скульптором-бутафором. Изначально поступив на должность «ученика художника-декоратора», уже через два года получает должность «заведующего бутафорского цеха». Параллельно продолжал учиться в средней школе.
В 1944 году был отозван с работы в театре в школу ФЗО, где проучился с марта 1944 по июнь 1945 гг. Получил там обязательную в те годы рабочую специальность. Затем поступил учиться в Архитектурно-художественное училище на скульптурный факультет, где получил среднее специальное образование.
28 марта 1949 года перешёл на работу в Сталинское областное товарищество художников и работал по 25 января 1950 в должности скульптора, после чего вернулся обратно в родной театр и проработал в должности зав. бутафорским цехом с 1 февраля 1950 по 25 октября 1950 гг.
С октября 1950 был призван в Красную Армию, служил в городе Ломоносов матросом Балтфлота. В период службы он впервые увидел Ленинград — и решил там остаться.
В мае 1951 года демобилизовавшись, полностью переезжает в Ленинград. 14 августа поступил художником-декоратором в Ленинградский театр Музыкальной Комедии, где проработал по 22 октября. После ухода сразу проходит по конкурсу в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (бывший Мариинский театр). Работает художником-декоратором во многих спектаклях. Это было время активного самообразования Коноваленко. Он — один из тех художников 1950-х, которые обратились к самообразованию для преодоления навязанных норм партийного искусства. Коноваленко опирается на классические образцы Эрмитажа, на книги о старых мастерах, в поисках своего творческого пути, далекого от штампов советского художественного образования тех лет.
В Мариинском театре Коноваленко участвует в постановке «Каменного цветка», под руководством С. И. Вирсаладзе (1957 год), в качестве художника-декоратора. Рано начав обучаться искусству скульптуры, театрально-декорационному делу, бутафории, — к началу работы над балетом «Каменный цветок» в 1956 году он уже был опытным художником, много работал с цветом и фактурами. Спектакль был художественным прорывом к новому театральному мышлению. Вирсаладзе и Григорович инициировали новый стиль работы над спектаклем, где все участники сотрудничали как единый творческий коллектив. Возможность показать себя как самостоятельного художника открыла перед Василием дорогу к художественно-постановочной работе. Работая с тематикой камня, Коноваленко вернулся в мир добычи подземных сокровищ, знакомый художнику еще по жизни в шахтерском городе. Сотрудничество на легендарном проекте с выдающимися деятелями искусства — Вирсаладзе, Осипенко, Вечесловой, Григоровичем — вдохновило молодого художника. Он осуществляет собственные постановки в оперных театрах страны. В процессе работы над балетом «Каменный цветок» он начал самостоятельно осваивать полихромную скульптуру — жанр, находившейся в тот момент в упадке.
К 1959 году появляются первые шедевры камнерезной скульптуры, но Василию Коноваленко не дают возможности выставить скульптурные работы — и он совмещает новое направление с работой над театральными постановками.
Наконец, в 1973 году (художнику — 44 года) состоялась первая персональная выставка его скульптур камнерезного искусства. Выставка, проходившая в Русском музее стала сенсацией, а скульптуры Коноваленко были закуплены Гохраном России, как национальное достояние. Коноваленко был дважды награжден золотыми медалями ВДНХ. Каталог выставки лично составил знаменитый директор Русского музея Василий Пушкарёв.
Коноваленко — теперь признанного скульптора и камнереза — приглашают в Москву на должность главного художника Министерства Геологии и дают возможность создать свою школу-мастерскую «Лаборатория малых скульптурных форм». Он переезжает в Москву. Однако, недовольный тем, что выставку в Русском музее сделали через его голову, Григорий Романов начинает необоснованное уголовное преследование Коноваленко. Скульптору «намекают», что надо уникальную коллекцию его работ (оцененную иностранными экспертами в 2 млн долларов) «подарить» государству. Что он делает — и только тогда преследование заканчивается. Набрав учеников в школу, обучая их, сам Коноваленко продолжил работу в прославившим его направлении.
Положение художника-одиночки привело к столкновению с властями, угрозам. После истории с Романовым, у Василия потребовали создавать ценности для бюрократической верхушки, политические скульптурные портреты — Брежнева, Ленина и т. п., что не соответствовало мировоззрению Василия.
В 1981 году (в 52 года) он был вынужден эмигрировать в Америку, взяв с собой только любимую удочку. Следы деятельности эмигранта 1980-х годов были вычеркнуты, стерты в советские годы на родине художника, его имя несколько лет нигде не упоминалось, а после перестройки газетные статьи множили ошибки и противоречия в данных о его жизни. В этой путанице искажались и принципиальные моменты: Василий Васильевич Коноваленко был представлен как деревенский житель, художник, внезапно встретившийся с темой камня в балете «Каменный цветок» и впервые перешедший к скульптуре (хотя он начал очень рано работать скульптором, и вырос в шахтерском городе). Фотографии его шедевров публиковались в советских издания без его фамилии.
В марте 1984 года в Музее Натуральной Истории Денвера, Колорадо, состоялась персональная выставка Василия Коноваленко. Работы остались в постоянной экспозиции музея. Художнику было 55 лет. Грандиозный успех выставки, мировое признание омрачались только разрывом с Родиной.
В 1989 году Коноваленко начинает переговоры о выставке в России и о возвращении на родину для создания школы камнерезного искусства. Он полон планов и надежд. Он достиг виртуозного мастерства, создал ряд шедевров, он стремился отдать это родной стране. Он был одним из тех, про кого по праву говорят — лицо эпохи! И этот порыв возвращения — значимый жест художника. Внезапный приступ оборвал его планы. Василий Васильевич Коноваленко умер 27 января 1989-го в Нью-Виндзоре, штат Нью-Йорк. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. До смерти он провёл пять дней в больнице, в коме. Василий похоронен (как и многие другие эмигранты) на русском православном кладбище в городе Наяке, штат Нью-Йорк, США.
Творческие влияния
Много черт связывает Коноваленко с его великими предшественниками Врубелем, Кустодиевым, другими художниками и скульпторами рубежа XX века, связанными с театром, скульптурой малых форм, мозаикой, камнем. Импрессионисты оказали влияние на ощущение Василием цвета и узора в камне, особенно К.Моне, с которым соотносится понимание Коноваленко камнерезной скульптуры как «живописи в камне». Безымянные русские мастера заводского Урала, а потом скульпторы Дербышев, Перхин, Фредман-Клюзель, Савицкий и другие создали в начале XX века традицию скульптуры малых форм, которую Коноваленко развил, пройдя путь от декоративно-прикладного аспекта камнерезно-ювелирного мастерства — к изобразительному искусству. Скульптор Михаил Аникушин увидел в его работах черты древних мастеров: «От древних мастеров художник перенял умение чувствовать и ощущать камень как живой организм».
В 1987 году под впечатлением от фигурок В.В. Коноваленко, уральские художники-камнерезы А. Жуков, Р. Тырлов и Д. Емельяненко исполнили первую трёхфигурную композицию «Вечёрки». Получение положительного отзыва Василия Коноваленко в 1988 году на выставке в Нью-Йорке художники отмечают как важный факт.
Камнерезные работы
Камнерезные работы Василия Коноваленко
Видео
Короткометражные документальные фильмы про Василия Коноваленко
Статьи на сайте
- Во власти камня: выставка-ретроспектива камнереза Василия Коноваленко проходит в Москве в Музее Кремля
- В.Скурлов. «Камнерезное искусство России: история и основные центры»
- В. Скурлов. «Художники-камнерезы Урала и Сибири XX – XXI веков. Творческая деятельность художников и мастеров Урала в области камнерезного искусства.»
- Российские «Самоцветы»
Добавить комментарий