stonecarvers. ru
Menu
  • Главная страница
  • Камнерезное искусство
    • Коллекционирование
    • Книги
    • Награды
    • Общественные организации
    • Искусствоведы
  • Музеи
    • Выставки
  • Мастерские
  • Мастера
    • Уральская школа
    • Петербургская школа
    • Знаменитые мастера прошлого
  • Главная страница
  • Камнерезное искусство
    • Коллекционирование
    • Книги
    • Награды
    • Общественные организации
    • Искусствоведы
  • Музеи
    • Выставки
  • Мастерские
  • Мастера
    • Уральская школа
    • Петербургская школа
    • Знаменитые мастера прошлого

Коноваленко Василий Васильевич


Коноваленко Василий Васильевич

Василий Коноваленко

Коноваленко Василий Васильевич (5 июля 1929 — 27 января 1989) — художник-камнерез, член Союза художников СССР, создатель серии уникальных камнерезных миниатюр в технике объемной мозаики, в жанре «Русские типы».

Творчество Василия Коноваленко находится на стыке скульптуры и ювелирики и отличается тонким психологизмом и пластической выразительностью. Художник создал обширную галерею народных типов, характеров, запечатлел их духовность.

  • Официальный сайт: konovalenko.com
  • E-mail: info@konovalenko.com
  • Годы жизни: 5 июля 1929 — 27 января 1989
  • Место рождения: Запорожская обл., Акимовский р-н, село Петровка
  • Место смерти: Нью-Виндзор, штат Нью-Йорк

Биоргафия

Родился 5 июля 1929 года в Запорожской обл., Акимовский р-н, село Петровка. Отец Василия — Коноваленко Василий Васильевич (1900—1946), украинец, мать Галигузова Феодосия Тихоновна (1899г.рожд.), русская. Оба уроженцы Запорожья. В документах Коноваленко писал: «национальность — украинец». Он был пятым ребенком в семье, единственным мальчиком. Детские годы прошли в другом крупном индустриальном центре 1930-х годов: шахтерском городе Донецке — бывшей Юзовке, в те времена именовавшейся Сталино. В деревне Василий прожил всего два года младенческой жизни, так как с 1931 года его отец работал в руководстве «Донтранса» — транспортной организации индустриального города сталинских времен.

В 1938 году пошел учиться в среднюю школу, окончил 5-й класс, после чего в 1943 году, в связи с военным положением, был вместе с матерью эвакуирован. Отец был мобилизован в Красную армию.

В 1943 году возвращается в город Сталино. С 1944 года (с 14 лет) Василий Коноваленко работал в Донецком национальном академическом театре оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко скульптором-бутафором. Изначально поступив на должность «ученика художника-декоратора», уже через два года получает должность «заведующего бутафорского цеха». Параллельно продолжал учиться в средней школе.

В 1944 году был отозван с работы в театре в школу ФЗО, где проучился с марта 1944 по июнь 1945 гг. Получил там обязательную в те годы рабочую специальность. Затем поступил учиться в Архитектурно-художественное училище на скульптурный факультет, где получил среднее специальное образование.

28 марта 1949 года перешёл на работу в Сталинское областное товарищество художников и работал по 25 января 1950 в должности скульптора, после чего вернулся обратно в родной театр и проработал в должности зав. бутафорским цехом с 1 февраля 1950 по 25 октября 1950 гг.

С октября 1950 был призван в Красную Армию, служил в городе Ломоносов матросом Балтфлота. В период службы он впервые увидел Ленинград — и решил там остаться.

В мае 1951 года демобилизовавшись, полностью переезжает в Ленинград. 14 августа поступил художником-декоратором в Ленинградский театр Музыкальной Комедии, где проработал по 22 октября. После ухода сразу проходит по конкурсу в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (бывший Мариинский театр). Работает художником-декоратором во многих спектаклях. Это было время активного самообразования Коноваленко. Он — один из тех художников 1950-х, которые обратились к самообразованию для преодоления навязанных норм партийного искусства. Коноваленко опирается на классические образцы Эрмитажа, на книги о старых мастерах, в поисках своего творческого пути, далекого от штампов советского художественного образования тех лет.

В Мариинском театре Коноваленко участвует в постановке «Каменного цветка», под руководством С. И. Вирсаладзе (1957 год), в качестве художника-декоратора. Рано начав обучаться искусству скульптуры, театрально-декорационному делу, бутафории, — к началу работы над балетом «Каменный цветок» в 1956 году он уже был опытным художником, много работал с цветом и фактурами. Спектакль был художественным прорывом к новому театральному мышлению. Вирсаладзе и Григорович инициировали новый стиль работы над спектаклем, где все участники сотрудничали как единый творческий коллектив. Возможность показать себя как самостоятельного художника открыла перед Василием дорогу к художественно-постановочной работе. Работая с тематикой камня, Коноваленко вернулся в мир добычи подземных сокровищ, знакомый художнику еще по жизни в шахтерском городе. Сотрудничество на легендарном проекте с выдающимися деятелями искусства — Вирсаладзе, Осипенко, Вечесловой, Григоровичем — вдохновило молодого художника. Он осуществляет собственные постановки в оперных театрах страны. В процессе работы над балетом «Каменный цветок» он начал самостоятельно осваивать полихромную скульптуру — жанр, находившейся в тот момент в упадке.

К 1959 году появляются первые шедевры камнерезной скульптуры, но Василию Коноваленко не дают возможности выставить скульптурные работы — и он совмещает новое направление с работой над театральными постановками.

В.Коноваленко "Закадычные друзья"

В.Коноваленко «Закадычные друзья»

Наконец, в 1973 году (художнику — 44 года) состоялась первая персональная выставка его скульптур камнерезного искусства. Выставка, проходившая в Русском музее стала сенсацией, а скульптуры Коноваленко были закуплены Гохраном России, как национальное достояние. Коноваленко был дважды награжден золотыми медалями ВДНХ. Каталог выставки лично составил знаменитый директор Русского музея Василий Пушкарёв.

Коноваленко — теперь признанного скульптора и камнереза — приглашают в Москву на должность главного художника Министерства Геологии и дают возможность создать свою школу-мастерскую «Лаборатория малых скульптурных форм». Он переезжает в Москву. Однако, недовольный тем, что выставку в Русском музее сделали через его голову, Григорий Романов начинает необоснованное уголовное преследование Коноваленко. Скульптору «намекают», что надо уникальную коллекцию его работ (оцененную иностранными экспертами в 2 млн долларов) «подарить» государству. Что он делает — и только тогда преследование заканчивается. Набрав учеников в школу, обучая их, сам Коноваленко продолжил работу в прославившим его направлении.

Положение художника-одиночки привело к столкновению с властями, угрозам. После истории с Романовым, у Василия потребовали создавать ценности для бюрократической верхушки, политические скульптурные портреты — Брежнева, Ленина и т. п., что не соответствовало мировоззрению Василия.

В.Коноваленко "Прачка"

В.Коноваленко «Прачка»

В 1981 году (в 52 года) он был вынужден эмигрировать в Америку, взяв с собой только любимую удочку. Следы деятельности эмигранта 1980-х годов были вычеркнуты, стерты в советские годы на родине художника, его имя несколько лет нигде не упоминалось, а после перестройки газетные статьи множили ошибки и противоречия в данных о его жизни. В этой путанице искажались и принципиальные моменты: Василий Васильевич Коноваленко был представлен как деревенский житель, художник, внезапно встретившийся с темой камня в балете «Каменный цветок» и впервые перешедший к скульптуре (хотя он начал очень рано работать скульптором, и вырос в шахтерском городе). Фотографии его шедевров публиковались в советских издания без его фамилии.

В марте 1984 года в Музее Натуральной Истории Денвера, Колорадо, состоялась персональная выставка Василия Коноваленко. Работы остались в постоянной экспозиции музея. Художнику было 55 лет. Грандиозный успех выставки, мировое признание омрачались только разрывом с Родиной.

В 1989 году Коноваленко начинает переговоры о выставке в России и о возвращении на родину для создания школы камнерезного искусства. Он полон планов и надежд. Он достиг виртуозного мастерства, создал ряд шедевров, он стремился отдать это родной стране. Он был одним из тех, про кого по праву говорят — лицо эпохи! И этот порыв возвращения — значимый жест художника. Внезапный приступ оборвал его планы. Василий Васильевич Коноваленко умер 27 января 1989-го в Нью-Виндзоре, штат Нью-Йорк. Причина смерти — кровоизлияние в мозг. До смерти он провёл пять дней в больнице, в коме. Василий похоронен (как и многие другие эмигранты) на русском православном кладбище в городе Наяке, штат Нью-Йорк, США.

Творческие влияния

Много черт связывает Коноваленко с его великими предшественниками Врубелем, Кустодиевым, другими художниками и скульпторами рубежа XX века, связанными с театром, скульптурой малых форм, мозаикой, камнем. Импрессионисты оказали влияние на ощущение Василием цвета и узора в камне, особенно К.Моне, с которым соотносится понимание Коноваленко камнерезной скульптуры как «живописи в камне». Безымянные русские мастера заводского Урала, а потом скульпторы Дербышев, Перхин, Фредман-Клюзель, Савицкий и другие создали в начале XX века традицию скульптуры малых форм, которую Коноваленко развил, пройдя путь от декоративно-прикладного аспекта камнерезно-ювелирного мастерства — к изобразительному искусству. Скульптор Михаил Аникушин увидел в его работах черты древних мастеров: «От древних мастеров художник перенял умение чувствовать и ощущать камень как живой организм».

В 1987 году под впечатлением от фигурок В.В. Коноваленко, уральские художники-камнерезы А. Жуков, Р. Тырлов и Д. Емельяненко исполнили первую трёхфигурную композицию «Вечёрки». Получение положительного отзыва Василия Коноваленко в 1988 году на выставке в Нью-Йорке художники отмечают как важный факт.

Камнерезные работы

Камнерезные работы Василия Коноваленко

«Прачка»«Прачка»
«Закадычные друзья»«Закадычные друзья»
«Знойный полдень»«Знойный полдень»
«Банька»«Банька»
«Моржи»«Моржи»
«Маляр»«Маляр»
«Хлеб да соль»«Хлеб да соль»
«На мормышку»«На мормышку»
«Бабушка и дедушка»«Бабушка и дедушка»
«Добро пожаловать»«Добро пожаловать»
«Данилушка»«Данилушка»
«Запорожец»«Запорожец»
«Воин»«Воин»
«Око государево»«Око государево»
«Чаевник»«Чаевник»

Видео

Короткометражные документальные фильмы про Василия Коноваленко

В.Коноваленко. Часть 1В.Коноваленко. Часть 2В.Коноваленко. Часть 3Художник-камнерез В.Коноваленко

Статьи на сайте

  • Во власти камня: выставка-ретроспектива камнереза Василия Коноваленко проходит в Москве в Музее Кремля
  • В.Скурлов. «Камнерезное искусство России: история и основные центры»
  • В. Скурлов. «Художники-камнерезы Урала и Сибири XX – XXI веков. Творческая деятельность художников и мастеров Урала в области камнерезного искусства.»
  • Российские «Самоцветы»
Редактировать/обсудить страницу·

Добавить комментарий

Подписка


Будьте в курсе свежих событий мира камнерезного искусства, оформите email подписку на новости нашего сайта.

Введите ваш E-mail адрес:

Партнеры


По вопросам размещения рекламы на сайте, обращайтесь на e-mail: roman@emelyanenko.info

Разделы сайта


  • Выставки камнерезного искусства
  • Камнерезное искусство
    • История камнерезного искусства
    • Новости камнерезного искусства
    • Технологии камнерезного искусства
    • Экспонаты камнерезного искусства
  • Новости сайта

Новые публикации


  • Маршал империи Фаберже: Франц Бирбаум. Кавалеры Ордена Франца Бирбаума
  • Во власти камня: выставка-ретроспектива камнереза Василия Коноваленко проходит в Москве в Музее Кремля
  • Интернет энциклопедии современного камнерезного искусства исполнился 1 год
  • История развития камнерезного искусства на Урале

Контакты

Контактная информация для связи с администрацией сайта.

E-mail: dmitriy@emelyanenko.info

Тел.: +7 908 919 09 43

Страница контакты.

Яндекс.Метрика

Меню сайта

  • Главная страница
  • Камнерезное искусство
  • Музеи
  • Мастерские
  • Мастера
  • Форум
  • Контакты

Разделы сайта

  • Выставки камнерезного искусства
  • Камнерезное искусство
    • История камнерезного искусства
    • Новости камнерезного искусства
    • Технологии камнерезного искусства
    • Экспонаты камнерезного искусства
  • Новости сайта

Новые публикации

  • Маршал империи Фаберже: Франц Бирбаум. Кавалеры Ордена Франца Бирбаума
  • Во власти камня: выставка-ретроспектива камнереза Василия Коноваленко проходит в Москве в Музее Кремля
  • Интернет энциклопедии современного камнерезного искусства исполнился 1 год
  • История развития камнерезного искусства на Урале
  • Художественная обработка мягкого камня на Урале

Copyright © 2015 Художники-камнерезы: Энциклопедия камнерезного искусства.

Сайт разработан компанией «Екабайт»

Posting....