Карта Франции из уральских камней
Карта Франции из уральских камней — мозаичная карта Франции из уральских самоцветов была изготовлена на Екатеринбургской гранильной фабрике для всемирной выставки 1900 года в Париже и имела там большой успех. Подарена Николаем II правительству Франции. Карта сразу стала достопримечательностью Лувра.
Решение о создании столь необычного экспоната было принято в августе 1897 года. В декабре Екатеринбургской гранильной фабрикой были получены выписанные из Франции карты этого государства, что позволило приступить к работе. Основной объем мозаичных работ (подбор материала, нарезка, обточка, подгонка, полировка и снятие фасок с деталей) был выполнен в течение 1898 года. Подгонка окружавших Францию морей и океанов и окончательная сборка на основе — мраморной плите толщиной 4,5 см — велись уже в следующем, 1899 году. Тогда же карта получила роскошную раму — профиль из николаевской темно-серой узорчатой яшмы, с серебряными накладками в виде веточек лавра с листьями и плодами.
На мраморной плите площадью 1кв.м все 86 департаментов Франции набранные яшмой (калканской, кофейной, орской и т.п.) в сочетании с агатом, сердоликом, нефритом. 106 французских городов обозначены уральскими самоцветами, их названия выполнены золотом, реки и озера из платины.
Всемирная Парижская выставка 1900 года стала триумфом Екатеринбургской гранильной фабрики и лично Василия Мостовенко. Представленная на выставке мозаичная карта Франции из уральских камней получила высшую награду, а директор фабрики — командорский крест Почетного легиона. Карта была изготовлена по его личному проекту, два года над ней трудился без выходных весь коллектив, а сам Мостовенко «повредил себе глаза, наблюдая за пришлифовкой камней». Подбирал камни и участвовал в изготовлении карты, знаменитый уральский горщик Данила Зверев.
Василий Васильевич Мостовенко возглавил фабрику в 1885 году в возрасте 36 лет. Наследство ему досталось не из приятных: «здание разрушилось, полы провалились, станки были в полуразрушенном состоянии». Он поставил перед собой непростую задачу — превратить предприятие, до того удовлетворявшее только вкусам императора и придворных, в пример высокого уровня российской промышленности, предмет государственного престижа и национальной гордости. Для этого ему пришлось привнести в дизайн изготавливаемых вещей новую стилистику, а главное, добиться подлинного европейского признания.
Обозреватель выставки написал об этом следующее: «В одном из зданий на площади Инвалидов огромная толпа всегда стоит перед картою Франции, исполненною в Екатеринбурге из уральских драгоценных каменьев. Карта вделана в раму из серой яшмы и имеет вид квадрата в 1 1/2 аршина ширины и длины (примерно 97 сантиметров). Окружающее Францию море представлено пластинками светло-серого мрамора, а отдельные департаменты — яшмами разного цвета. На карте обозначено 105 городов Франции. Париж обозначен большим рубином, Гавр — изумрудом, Руан — сапфиром, Лилль — фенакитом… Прочие города означены аметистами, турмалинами и горным хрусталем. Названия городов начертаны золотом, реки обозначены вкрапленными в яшму платиновыми жилками».
Сегодня, в Екатеринбурге, в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства выставлена копия карты сделанная Жуковым, Устьянцевым и Казаненко, в течении двух лет. Вместо платиновых рек сделаны серебряные.
Добавить комментарий