Русская мозаика
Техника «Русская мозаика» — техника мозаики в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту камня.
Русская мозаика отличается от флорентийской мозаики еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.
Впервые в камнерезном искусстве технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской гранильной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров «Агатовых комнат» в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы).
В 1851 году, Россия приняла участие во Всемирной выставке в Лондоне. Среди прочих экспонатов камнерезного искусства была, конечно, и «русская мозаика». Особенно поразили лондонцев двери в русском павильоне. Одна из местных газет писала по этому поводу: «Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью».
В камнерезной технике русской мозаики применяются следующие приемы:
- Ленточный (струйчатый) узор — пластинки камня располагаются сплошной полосой и подбираются так, чтобы линии рисунка из одной пластинки плавно переходили в линии на другую. Узор должен непрерывно струиться.
- Мягкий бархат — прием применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня.
- Узор на две или на четыре стороны — для реализации этого приема нужно отпилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, можно получить симметричный рисунок на две стороны. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны. Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.
А.Е. Ферсман описывает технику русской мозаики в книге «Очерки по истории камня», так: «Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе — все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня».
Малахитовый зал Эрмитажа — это, пожалуй, самое известное архитектурное создание из малахита. На его отделку пошло 25 пудов камня. Колонны зала, и особенно малахитовые камины, представляют собой удивительные примеры русской мозаики. Узор подобран настолько мастерски, что создается впечатление, будто камин вырезан из единого куска камня.
Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором — применялась в камнерезном искусстве при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного камнерезного искусства России — карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов в технике русской и флорентийской мозаики, помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых — для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит — оазисы в пустынях, лазурит — моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.