Объемная мозаика или блокированная скульптура
Объемная мозаика (малая пластика) — техника камнерезного искусства при которой скульптурная композиция собирается путем соединения объемных фрагментов вырезанных из разных пород цветных поделочных камней (самоцветов). Одна из сложнейших в художественном и техническом отношении техник мозаичного камнерезного искусства.
Блокированная скульптура — часто встречается в терминологии петербургской школы камнерезного искусства, представляет собой классическую объемную мозаику. Определяется как скульптура собранная из фигурных блоков полудрагоценных камней. Иногда в терминологии встречается название полихромная (многоцветная) блокированная скульптура, что подчеркивает многообразие цветовой палитры фигурных самоцветных блоков.
Мелкая пластика или скульптура малых форм, это основной, наиболее популярный, в камнерезном искусстве, тип скульптуры, в рамках которого работают большинство современных художников-камнерезов. Представляет из себя чаще всего настольную скульптуру. Скульптура малых форм определяется как род объёмных сюжетных или монофигурных изображений небольших размеров, обыкновенно не превышающих 10-15 сантиметров по высоте.
Объемная мозаика представляет собой наиболее сложную мозаичную технику в камнерезном искусстве. Каждая деталь объемной мозаики является отдельным произведением камнерезного искусства, за счет чего достигается наиболее живописное оформление скульптурных форм.
Так же как и у флорентийской мозаики, родиной объемной мозаики считается Флоренция, старейший европейский центр обработки цветного камня. Резчики из великогерцогской мастерской создавали на протяжении нескольких столетий скульптуры святых и рельефные фруктовые натюрморты из разных сортов поделочных камней: яшм, агатов, лазурита, кварцев. Особое внимание при этом уделялось естественным особенностям окраски, а трудность исполнения заключалась, прежде всего, в тщательной подгонке деталей из разных камней друг к другу и надежному скреплению фрагментов между собой.
На Урал техника рельефных мозаичных работ пришла одновременно с новым помощником «по художественной части» директора Екатеринбургской гранильной фабрики, выпускником императорской Академии художеств Иваном Александровичем Лютиным. По его инициативе в Екатеринбург из Флоренции были доставлены в качестве образцов пресс-папье с фруктами и птицей.
За время работы Лютина на фабрике сформировалось два основных типа уральских пресс-папье с объемной мозаикой. На первом из них, близком европейской традиции, изображалась кисть винограда с фрагментом лозы и парой листьев. Второй, самобытный уральский тип, представлял собой набор из растущих здесь ягод. Скомпонованные в виде небольшой горки, теснились на основании из калканской яшмы родонитовые ягоды красной малины, морошки из селенита, белой смородины – из хрусталя и черной – из обсидиана… Создание каждого вида плодов требовало от создателей определенных навыков.
К 1860-м годам мозаичные пресс-папье приобрели большую популярность, а их производство вышло за стены гранильной фабрики: изготовлением ягод, листьев, подставок и компоновкой готовых предметов занимались десятки екатеринбургских мастеров.