Камнерезное искусство
Камнерезное искусство (англ. Stone carving art – искусство резьбы по камню) — это использование воображения и мастерства обработки камня для создания эстетических объектов — камнерезных изделий, эстетика которых может быть разделена с окружающими. Камнерезное искусство являет собой жанр декоративно прикладного искусства. Декоративное проявление обработки камня называется камнерезным делом, а создание уникальных по красоте и сложности декоративных изделий из камня – камнерезным искусством. В современном камнерезном искусстве, чаще всего используются цветные твердые полудрагоценные поделочные камни.
Содержание
Зарождение камнерезного искусства
Камнерезное искусство зародилось в самые древние времена и является одним из древнейших материальных проявлений культуры, когда камень был основным материалом для большинства вещей. Основными центрами зарождения камнерезного искусства являются: Китай, Америка, Европа и Россия.
В таких культурных регионах как Китай и Центральная Америка, точный период зарождения камнерезного искусства определить не представляется возможным, возраст традиций камнерезного искусства в этих регионах исчисляется тысячами лет. В Китае среди археологических находок 3-1 тысячелетий до н. э. есть образцы изделий из нефрита.
В Европе основным центром камнерезного искусства является Германия. Существует мнение, что впервые камнерезное искусство зародилось в городе Идар-Оберштейн в 50 году до н.э., при посещении этого города Юлием Цезарем. Однако в соответствии с наставлениями «отцов города» от 1609 года: «никакой чужеземец не может присоединиться к камнерезному искусству в Идар-Оберштейне, а навыки должны передаваться из поколения к поколению», правильным будет считать точкой зарождения и началом активного развития камнерезного искусства, начало XVII (17) века.
Считается что в России камнерезное искусство зарождается в начале XVIII (18) века на Урале, когда царь Пётр I, в 1720 году, назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов, а размах строительства в Петербурге и его окрестностях обусловил заказы на архитектурные детали, предметы интерьеров и декора. Примерно в то же время в XVIII (18) веке, следом за Уралом, активное развитие обработки камня зародилось и в самом Петербурге, вследствие создания Петергофской гранильной фабрики.
История российского камнерезного искусства
В России камнерезное искусство имеет многовековую историю. Так например в захоронениях славянской знати X-XIII (10-13) веков встречаются ожерелья и серьги из горного хрусталя и сердолика, также находят множество импортных камней и изделий из них, которые привозились, в основном, из Византии и Китая.
Переломной точкой, а также зарождением камнерезного искусства России считается начало XVIII (18) века, когда царь Пётр I, в 1720 году, назначил Татищева Василия Никитича первым горным начальником уральских и сибирских заводов. Это послужило началом целенаправленных поисков и освоения самоцветных месторождений.
Уже в 1774 году Екатеринбургская гранильная фабрика выросла в мощное предприятие по переработке самоцветов. Произведения уральских камнерезов того времени украшали интерьеры царских резиденций, элементы которых сегодня представлены в Эрмитаже. Зарождение в Екатеринбурге одного из крупнейших мировых центров обработки цветного камня было обусловлено минералогическим богатством Уральских гор.
В 1851 году Россия впервые участвовала во Всемирной выставке в Лондоне. С тех пор уральские самоцветы узнали и полюбили во всем мире.
В начале XX (20) века, камнерезное искусство России приобретает свою классическую форму в результате деятельности фирмы Карла Фаберже. Фирма Фаберже — самая известная в мире ювелирная фирма России, поставщик императорского двора, тесно сотрудничала с Екатеринбургской гранильной фабрикой, прибегала к помощи уральских специалистов при отборе камня для ответственных заказов, доверяла изготовление каменных деталей для императорских предметов, среди уральцев находила талантливых художников, приумноживших славу Фаберже. Важнейшей задачей камнерезного искусства России нужно считать создание произведений монументального характера.
После революции, с приходом советской власти, камнерезное искусство приходит в упадок, и лишь с появлением в камнерезном искусстве Василия Коноваленко, начинают возрождаться традиции российского камнерезного искусства.
После распада СССР, в начале 90х годов, одной из первых частных камнерезных фирм выпускающих камнерезные фигурки, стала фирма «Яхонт и Ко», мастерами которой было возрождено классическое жанровое направление «Русские типы» в уральском камнерезном искусстве.
Современные российские школы камнерезного искусства
На сегодняшний день русская школа резьбы по камню является одной из сильнейших в мире. В российском камнерезном искусстве исторически сложились три основных центра вокруг главных гранильных фабрик.
- Екатеринбургская гранильная фабрика — фабрика художественной обработки камня, находилась в Екатеринбурге, основана в 1751 году.
- Петергофская гранильная фабрика — фабрика художественной обработки камня, находилась в Санкт-Петербурге, основана в 1725 году.
- Колыванский камнерезный завод — завод в селе Колывань Курьинского района Алтайского края, основан 1802 году.
Сегодня в России принято выделять две основных школы камнерезного искусства:
- Уральская школа камнерезного искусства со столицей уральского камнерезного искусства — Екатеринбургом.
- Петербургская школа камнерезного искусства в которую так же входят окрестности Санкт-Петербурга.
Уровень мастерства современных российских школ камнерезного искусства непрерывно растет. Тем не менее, для широкой общественности современное камнерезное искусство в России остается малоизвестным и для большинства практически незнакомым.
Направления, жанры и классификация камнерезного искусства
Классификация камнерезного искусства очень многообразна и зависит от различных факторов. Например, какой вид мозаики используется при составлении камнерезной композиции, к какому виду скульптуры принадлежит камнерезное изделие, или к какому жанру можно отнести камнерезное произведение и так далее. Давайте, рассмотрим более детально несколько видов классификации камнерезного искусства.
Классификация камнерезного искусства по типу техники исполнения мозаики:
Классификация по жанру камнерезного произведения:
- Фигурки национальных типов — каменные фигурки людей с ярко выраженными этническими особенностями культуры той или иной национальности. В российском камнерезном искусстве наибольшее распространение получил жанр фигурок «Русские типы».
- Анималистика — камнерезные фигурки животных, птиц, рыб.
- Флористика — к этому жару относят камнерезные изделия в виде цветов, фруктов, ягод, и т.п.
- Прикладное искусство — к этому жанру камнерезного искусства относятся такие предметы как печатки, настольные наборы, настольные часы, вазы, шкатулки, и т.п.